Филармоническое общество Санкт-Петербурга открывает 26 мая новый проект в сфере камерного исполнительства под названием «И дуэт, и соло…». Читайте наш канал в TelegramПодписаться
За последнее время на петербургском ландшафте, в таком камерном жанре, как фортепианный дуэт, ярко выявились новые творческие тандемы, вызывающие немалый интерес не только у профессиональных музыкантов, но и у самых разнообразных слушателей.
Наряду с уже всем известными и отлично зарекомендовавшими себя дуэтными парами (такими, как «ПетРоДуэт» в составе Анастасии Рогалевой и Дмитрия Петрова, или дуэт Ники Мельниковой и Олеси Морозовой) на концертных площадках блистают новые имена.
Сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается несколько десятков высококлассных пианистов, лауреатов престижных международных конкурсов, кто стремится реализовать свои замыслы, но органичен в этом из-за недостатка места на филармонической площадке. Объединяясь в фортепианные ансамбли, пианисты получили ценную возможность – пусть не сольно, но выступить на концертной площадке. Затем, среди петербургских пианистов немало супружеских и просто дружеских пар, что также в немалой степени способствует появлению новых великолепных дуэтов.
Повышенный интерес публики обусловлен тем, что в ансамблевой фортепианной литературе скрыты россыпи драгоценного материала, давно уже просящегося на концертную афишу.
Эти соображения привели организаторов проекта к идее объединить эти два стремления и позволить сложившимся парам пианистов проявить себя одновременно – в одном концерте – и ансамблистами, и солистами.
Итак, проект «И дуэт, и соло…» состоит из пяти концертов в Малом зале им. М. И. Глинки, в каждом из которых выступает одна пара.
Первый концерт отдан уже хорошо известному фортепианному ансамблю в составе Ники Мельниковой и Олеси Морозовой. Победив на одном из самых престижных конкурсов фортепианных ансамблей – «ARD Баварского радио» – этот дуэт по праву занял одно из самых высоких мест в рейтинге этого жанра.
В программе сольного выступления Ники Мельниковой – цикл Мориса Равеля «Отражения» («Печальные птицы», «Лодка в океане» и «Альборада»), а в программе Олеси Морозовой – Прелюдия, фуга и вариации Цезаря Франка.
В программу же ансамблевого выступления дуэт включил Органную сонату № 1 Баха в обработке Виктора Бабина, Три пьесы Анатолия Лядова («Кикимора», «Волшебное озеро» и «Баба Яга»), и Три фрагмента из балета Игоря Стравинского «Петрушка» («Русская», «У Петрушки» и «Масленица»).
Второй концерт посвящен сольным и ансамблевым сочинениям Франца Шуберта и Фредерика Шопена. Состав дуэта – Петр Лаул и Наталья Лисанова — наглядный и, честно говоря, не частый пример творческого содружества учителя и ученицы. Союз известнейшего петербургского пианиста и профессора Консерватории со своей талантливой аспиранткой – и своеобразная форма наставничества, и свидетельство творческого единства представителей разных поколений.
Интересен выбор программы, сделанный пианистами. В первом, «шубертовском» отделении в исполнении дуэта прозвучат Аллегро и Большое рондо Шуберта для фортепиано в 4 руки, а также Соната ля минор в сольном исполнении Петра Лаула.
Во втором же, «шопеновском» отделении Наталья Лисанова сольно исполнит Третью балладу, три вальса, два ноктюрна и полонез Шопена, а вместе с Петром Лаулом – Рондо до мажор для двух фортепиано.
Третий концерт, отдан «ПетРоДуэту» – одному из самых известных фортепианных ансамблей Санкт-Петербурга в составе супружеской пары – Анастасии Рогалевой и Дмитрия Петрова. Многократные лауреаты различных международных конкурсов, и хорошо известные петербургским любителям фортепианных ансамблей, практически целиком посвятили программу своего концерта творчеству Мориса Равеля. Толчком этому посвящению послужила дата – 150-летие со дня рождения этого выдающегося французского композитора.
В первом отделении прозвучат «Павана» для двух роялей в исполнительской версии А. Рогалевой, а также два сольных выступления. В исполнении Д. Петрова прозвучит «Ночной Гаспар» (Три поэмы: «Ундина», «Виселица» и «Скарбо»), а в исполнении А. Рогалевой – знаменитый равелевский «Вальс» (хореографическая поэма).
Во втором отделении музыканты сыграют «Пять детских пьес» для фортепиано в 4 руки («Павана Спящей красавицы», «Мальчик-с-пальчик», «Дурнушка», «императрица пагод», «Разговоры Красавицы и Чудовища», «Волшебный сад»), а также Сюиту Игоря Стравинского из музыки к балету «Петрушка» для двух фортепиано в обработке Виктора Бабина.
В четвертом и пятом концерте принимают участие две супружеские пары известных петербургских пианистов – Ксения Гаврилова и Александр Кашпурин, и Анна Шелудько и Евгений Изотов.
Программа четвертого концерта интересна как сама по себе, так и по способу ее исполнения. В нее вошли сочинения двух композиторов – француза Клода Дебюсси и российского мэтра Сергея Прокофьева.
В первом отделении прозвучат все 12 прелюдий Дебюсси для фортепиано соло, входящие в первую тетрадь. И исполнены они будут поочередно Ксенией Гавриловой и Александром Кашпуриным. Выдающееся сочинение французского музыкального импрессионизма, эти прелюдии крайне редко исполняются целиком. Данный концерт нарушит эту традицию, и покажет, как именно интерпретируют все эти миниатюры столь разные, и в то же время столь близкие друг другу пианисты. Уже сами названия этих прелюдии способны вызвать богатые ассоциации, что уж говорить о реальном звучании пьес, названных автором следующим образом:
«Дельфийские танцовщицы», «Паруса», «Ветер на равнине», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Холмы Анакапри», «Шаги на снегу», «То, что видел западный ветер», «Девушка с волосами цвета льна», «Прерванная серенада», «Затонувший собор», «Танец Пекка», «Менестрели».
А во втором отделении прозвучит сюита из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» для двух фортепиано в обработке Артура Анселя – современного французского пианиста, правнука оперной дивы Фани Эльди и сына актера и режиссера Жана-Филиппа Анселя.
Все 10 пьес это сюиты – «Интродукция», «Сцена», «Ссора», «Джульетта-девочка», «Маски», «Монтекки и Капулетти», «Гавот», «Смерть Тибальда», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Смерть Джульетты» – Ксения Гаврилова и Александр Кашпурин исполнят уже вместе.
И наконец, Пятый концерт прозвучит также в исполнении супругов – Анны Шелудько и Евгения Изотова. В программу своего концерта пианисты включили сочинения Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева.
В первом отделении артисты будут играть соло, а во втором – на двух роялях. Вначале прозвучат избранные прелюдии Шостаковича в исполнении Анны Шелудько, а затем Евгений Изотов исполнит Шесть фрагментов из сюиты Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Во втором отделении слушатели смогут услышать в исполнении двух пианистов и знаменитое Концертино Шостаковича для двух фортепиано, и сюиту Прокофьева «Золушка» для двух фортепиано в обработке Михаила Плетнева.
Информация предоставлена
пресс-службой проекта
Источник: muzklondike.ru