Новосибирский государственный академический театр оперы и балета



Новосибирский государственный академический театр оперы и балета0

© РИА Новости / Сергей МамонтовДзен

– один из крупнейших музыкальных театров России.

Он открылся 12 мая 1945 года оперой «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Это единственный на территории Сибири и Дальнего Востока театр оперы и балета федерального подчинения и первый немосковский оперный театр, удостоенный звания академического.

История строительства здания театра началась за долго до его открытия.

Проектирование здания будущего театра поручили московскому архитектору Александру Гринбергу, который в начале 1930 года представил первоначальный проект Дома Науки и Культуры. В том же году к нему присоединились архитектор Траугот Бардт и художник Михаил Курилко. Они создавали проект «сверхмеханизированного театра планетарного типа», способного превращаться в цирк, планетарий или бассейн для водных пантомим.

22 мая 1931 года на Ярмарочной площади Новосибирска (ныне – площадь Ленина) состоялась закладка «первого цеха» будущего Новосибирского театра оперы и балета. Однако в 1933 году конструктивистские формы здания были раскритикованы, после чего был объявлен новый конкурс на строительство. В мае 1937 года, созданный во 2-й Московской архитектурной мастерской Алексея Щусева окончательный проект, был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже.

Здание театра – символ гениальных инженерных решений, опередивших свое время.

Это самое большое театральное здание в России – почти 300 тысяч квадратных метров (крупнее Большого театра). Оно имеет самый большой купол подобного типа в мире (высота – 35 метров), крупнейшую в Европе оркестровую яму (150 квадратных метров), самую большую сцену в России (вместимость – тысяча человек), 16 античных мраморных скульптур, гигантскую люстру с 472 лампочками. Является памятником культуры государственного значения (1974).

15 января 1939 года, в связи с близящимся окончанием строительства, Совнарком РСФСР вынес постановление о создании в Новосибирске оперно-балетной труппы. В основе ее были челябинские артисты.

25 января 1941 года на авансцене большого зала театра (работы на главной сцене еще шли) состоялось первое публичное представление – опера «Иоланта» Петра Чайковского в концертном исполнении.

С началом Великой Отечественной войны (1941-1945) строительство законсервировали. 29 июня 1942 года СНК СССР издал распоряжение «О достройке Оперного театра в Новосибирске». В феврале 1944 года правительственная комиссия приняла его в эксплуатацию. 14 мая областной Комитет по делам искусств постановил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и создать большой симфонический оркестр.

В военные годы в недостроенном здании хранились эвакуированные фонды Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. Пушкина, Российского этнографического музея, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, бесценные музыкальные инструменты из государственной коллекции. В тот же период в мастерских строящегося здания было налажено производство гранат и минометов для фронта.

12 мая 1945 года, через три дня после Победы, Новосибирский государственный театр оперы и балета открылся оперой Михаила Глинки «Иван Сусанин» в постановке Наума Фрида и декорациях Константина Юона.

С самого начала театр имел хорошо укомплектованную труппу, мощные постановочные возможности, а также классический репертуар: оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Фауст» Шарля Гуно, балет «Корсар» Адольфа Адана. Для детской аудитории были поставлены балеты «Доктор Айболит» Игоря Морозова и «Аленький цветочек» Фомы Гартмана. Профессиональный уровень коллектива определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера до 1949 года, а затем в 1968-1986 годы.

В театре впервые в СССР были поставлены оперы «Банк-бан» Ференца Эркеля (1954), «Ермак» Александра Касьянова (1957), «Ее падчерица» Леоша Яначека (1958), «Клоп» Эдуарда Лазарева (1963), «Севастополь» Владимира Рубина (1970); балеты — «Доктор Айболит» Игоря Морозова (1947), «Аленький цветочек» Климентия Корчмарева (1949), «Аладдин и волшебная лампа» Бориса Савельева (1956), «Маскарад» Льва Лапутина (1956). Среди знаковых постановок советского периода – оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки (1951), «Борис Годунов» (1948, 1962) и «Хованщина» (1952) Модеста Мусоргского, «Мазепа» (1949), «Орлеанская дева» (1974) и «Пиковая дама» (1969) Петра Чайковского; балеты «Лебединое озеро» Петра Чайковского (1955), «Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» (1972) Сергея Прокофьева, «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (1971), «Анна Каренина» Родиона Щедрина (1973) и другие.

14 октября 1956 года открылся концертный зал театра, долгие годы он был единственным в Новосибирске. Его историческая сцена помнит игру великих мастеров советской исполнительской школы, среди которых – Давид Ойстрах и Леонид Коган, Святослав Рихтер, Николай Петров. Здесь прошли дебюты практически всех новосибирских музыкантов, позже ставших всемирно известными – Вадима Репина, Максима Венгерова, Антона Бараховского.

В 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли театра – в Китай. В 1959 году на новосибирской сцене появился балет Чжан Сяоху «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.

5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера новаторской оперы Родиона Щедрина «Не только любовь».

В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический».

С 1975 до 1988 года главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, он осуществил более 40 классических оперных постановок.

1960-70-е годы для балетной труппы театра – период активного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера здесь сделал Олег Виноградов, с артистами работали выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе появились яркие балетные звезды – танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.

В 1990-е годы в международном культурном пространстве театр укрепил свои позиции. Коллектив активно гастролировал, осуществлял международные проекты – балет «Арго», оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» и Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с театрами и культурными заведениями Германии).

В 1997-2000 годы на сцене театра проходил фестивальный марафон «Четыре века оперы. Запад-Сибирь-Восток».

В XXI веке линия на реализацию международных проектов продолжилась.

В 2002 году театр был одним из организаторов Международного фестиваля телевизионных программ о театре «Театр+ТВ».

В 2003 году знаковым событием театральной жизни стала российская премьера оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом». Спектакль готовила интернациональная команда. После российской премьеры в рамках «Года России в Германии» он гастролировал по немецким городам. Оперы «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини, «Кармен» Жоржа Бизе были поставлены вместе с французским театром «Гранд-Опера» в Пусане (Корея).

В 2004-2011 годы музыкальный уровень оперных и балетных постановок обеспечивал музыкальный руководитель театра Теодор Курентзис. На его базе в 2004 году он создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers. Был дирижером-постановщиком опер «Аида» Джузеппе Верди (2004), «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта (2006), «Золушка» Сергея Прокофьева (2006), «Дон Карлос» Верди (2008), «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Йозефа Гайдна (российская премьера, концертное исполнение, 2009) и многих других.

В 2004-2005 годы в ходе реконструкции были воссозданы изначальные интерьеры театра 1945 года, зал и сцену оснастили современной аппаратурой. Площадка оркестровой ямы стала трансформером, установлены лифты для техперсонала сцены. В декабре 2005 года на церемонии открытия театра после реставрации выступил президент России Владимир Путин.

В декабре 2008 года событием, имевшим мировой резонанс, стала постановка оперы Джузеппе Верди «Макбет». Первая в России копродукция с Парижской Оперой сделала Новосибирск центром международной оперной жизни.

В 2015 году генеральным директором театра стал Владимир Кехман (с 2018 года был художественным руководителем). Под его началом была представлена новая концепция развития театра, выпущено 30 новых постановок, в первый же сезон проведен масштабный ремонт. В 2017 году полностью реконструирован концертный зал, названый в честь первого главного дирижера театра Исидора Зака.

В 2021-2024 годы художественным руководителем театра был Дмитрий Юровский.

Под его музыкальным руководством в театре состоялись премьеры опер «Волшебная флейта» Моцарта (2021), «Тоска» Джакомо Пуччини (2021), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова (2022), «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина (2022), балетов «Рубины» Игоря Стравинского (2019), «Тема с вариациями» Петра Чайковского (2019) и пр. Юровский стал автором и ведущим тематических концертных программ и циклов на Малой сцене театра («Симфонические поэмы», «Грандиозные оперные ансамбли», «Под музыку Вивальди» и др.).

В октябре 2023 года театр впервые представил балетную премьеру – «Щелкунчика» Петра Чайковского под редакцией народного артиста СССР Юрия Григоровича. Эта хореографическая редакция в балетном мире считается эталонной.

В настоящее время в репертуаре театра – балеты «Золушка» Сергея Прокофьева, «Тщетная предосторожность» Луи Жозефа Фердинанда Герольда, «Корсар» Адольфа Адана, «Анюта» Валерия Гаврилина, «Лебединое озеро» Петра Чаковского; оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, «Красная шапочка» Цезаря Кюи, «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта, концерты хоровой и классической музыки и пр. В числе премьер последних лет – оперы «Кащей Бессметный» Николая Римского-Корсакова (2020), «Алеко» Сергея Рахманинова (2023),»Певица» Йозефа Гайдна (2023), «Опричник» Петра Чайковского (2024), «Риголетто» Джузеппе Верди (2024), «Соловей» Игоря Стравинского (2025), «Иван Сусанин» в постановке Вячеслава Стародубцева (2025) и др.

Главный режиссер театра – Вячеслав Стародубцев.

Генеральный директор — Ара Карапетян.

В 2020 году коллективу театра была объявлена благодарность президента России (2020).

Театр является обладателем множества национальных театральных премий «Золотая Маска», дипломов Национального театрального фестиваля «Золотая Маска».

Гран-при конкурса «Окно в Россию» как «Лучший театр российской провинции» (2000). Премия «Театр года» (1999), премия газеты «Музыкальное обозрение» (2000, 2003).

Более 200 творческих работников театра удостоены почетных званий.

Источник: ria.ru

Next Post

На портале "Узнай Москву" открылся спецпроект к 80-летию Победы

На портале «Узнай Москву» открылся спецпроект о работе театров в годы ВОВ © Фото : Главархив Москвы/М. ТрахманДзен Портал «Узнай Москву» расскажет о спектаклях и концертах столичных театров в годы Великой Отечественной войны, сообщается на сайте мэра и правительства столицы. «На портале «Узнай Москву» открылся культурно-исторический спецпроект «Московские театры в […]